Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИННОКЕНТИЙ
23, С. 19-21 опубликовано: 9 января 2015г.


ИННОКЕНТИЙ

(Просвирнин Анатолий Иванович; 5.05.1940, Омск - 12.07.1994, Москва), архим., историк, археограф. С 10-летнего возраста прислуживал в Омском кафедральном соборе, был алтарником, затем иподиаконом сначала у еп. Венедикта (Пляскина), позже у еп. Вениамина (Новицкого). В 1958 г. поступил во 2-й класс МДС. Через год был призван в армию, служил в зенитных войсках в Азербайджане. После армии в 1964 г. окончил семинарию. Во время учебы в МДА (1964-1968) сформировались научные интересы И.: история монашества, старчества, миссионерства, книжности на Руси с древнейших времен. Первую научную работу Просвирнин посвятил Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустынь и 12 июня 1968 г. был удостоен за нее степени кандидата богословия. По окончании Академии был оставлен в Московских Духовных школах преподавателем истории РПЦ.

С 1963 г. по приглашению председателя Издательского отдела Московского Патриархата еп. Волоколамского Питирима (Нечаева) и по благословению схиархим. прп. Севастиана (Фомина) работал в редакции «Журнала Московской Патриархии». С 1 апр. 1966 г. был редактором, заведовал отделами проповеди и богословия «ЖМП». В кон. 1975 г., уже будучи протоиереем, был введен в состав редколлегии ежегодного сб. «Богословские труды», а в нач. 1977 г. назначен заместителем главного редактора по научной работе.

4 февр. 1970 г. в Успенском храме Новодевичьего московского монастыря еп. Волоколамским Питиримом (Нечаевым) Просвирнин был рукоположен во диакона, 22 февр. того же года, в день празднования обретения мощей свт. Иннокентия, еп. Иркутского,- во иерея. 27 дек. 1977 г. в Троице-Сергиевой лавре наместником архим. Иеронимом (Зиновьевым) был пострижен в монашество с именем в честь Московского свт. Иннокентия (Вениаминова), 16 апр. 1978 г. возведен в сан игумена, 26 апр. 1981 г.- в сан архимандрита.

Помимо «ЖМП» и «Богословских трудов» участвовал в работе над др. изданиями, выпущенными Издательским отделом МП РПЦ, в подготовке к печати Библии (1969), Нового Завета (1976). Значителен вклад И. в публикацию «Настольной книги священнослужителя», прежде всего томов 2 и 3, содержащих Месяцеслов - Жития святых православной Церкви. Альбом «Троице-Сергиева лавра» является одной из лучших книг, посвященных обители прп. Сергия Радонежского.

Иннокентий (Просвирин), архим. Фотография. 1991 г.
Иннокентий (Просвирин), архим. Фотография. 1991 г.

Иннокентий (Просвирин), архим. Фотография. 1991 г.
Еще в студенческие годы И. познакомился с сотрудниками мн. архивохранилищ и отделов рукописей крупнейших б-к Москвы и Ленинграда, выдающимися исследователями правосл. рукописного наследия А. А. Амосовым, В. П. Бударагиным, И. Н. Лебедевой, О. П. Лихачёвой, Ю. А. Неволиным, Н. Н. Розовым, Н. Б. Тихомировым и др. Как исследователь И. рано осознал необходимость собирания и обновления источниковой базы по истории РПЦ за весь период ее существования, публикации источников и неизданных трудов церковных ученых XIX-XX вв., создания библиографических справочников по различным отраслям церковной жизни и истории. Это стало приоритетом в его научной и научно-организационной деятельности. Одним из наиболее масштабных замыслов И., реализованных к сожалению, лишь в малой степени, представлял его проект «Русская патристика», направленный на серийную публикацию и комплексное изучение всей совокупности творений рус. церковных писателей XI-XVII вв. (см.: Иннокентий (Просвирнин), архим. Русская патристика: (Постановка вопроса) // Общественное сознание, книжность, лит-ра периода феодализма. Новосиб., 1990. С. 183-189).

Участвовал в издании богослужебных Миней (в связи с 1000-летием Крещения Руси), был инициатором включения служб рус. святым в корпус Миней, отредактировал текст этих служб. Издание Миней по праву можно назвать делом всей жизни И. Др. грандиозная работа И.- выпуск 10-томной Русской Библии, богато иллюстрированной миниатюрами. Издание продолжалось 20 лет, при жизни И. вышли 7-й и 8-й тома, включающие все книги Нового Завета. Огромный иллюстративный материал (без указателей), сопровождающий тома Русской Библии (в значительной мере полученный И. благодаря личному знакомству с сотрудниками хранилищ и светскими исследователями), превратил это издание в неоценимый источник по истории древнерус. и старообрядческого искусства и книжной культуры: снимки мн. десятков рукописей исследователи могут увидеть только в этом издании.

Значительным было участие И. в совместном с издательством «Аврора» выпуске Остромирова Евангелия. По словам А. А. Турилова, «нелегко назвать издание Московского Патриархата, вышедшее в середине 1960-х - нач. 1990-х годов, к которому он не был бы причастен» (АЕ за 1994 г.).

Диапазон научной и общественной работы И. был весьма широк. Он активно участвовал в деятельности ряда фондов, был членом Археографической комиссии АН СССР, Международного фонда славянской письменности и культуры, Славянского фонда России. И. был одним из активных организаторов и непременных участников проходивших в 1988-1989 гг. международных церковно-светских научных конференций, посвященных 1000-летию Крещения Руси, которые положили начало взаимопониманию и тесному сотрудничеству церковных и светских ученых в постсоветский период. Участвовал в работе нескольких Международных съездов славистов, XVIII Международного конгресса византинистов (Москва, 1991). Стал одним из инициаторов научной экспедиции на Афон 12 сент.- 21 окт. 1983 г., в которой приняли участие крупнейшие ученые-археографы страны. В результате была осуществлена фото- и ксерокопия рукописей и актов б-ки Пантелеимонова и др. святогорских мон-рей. Помимо научных и издательских интересов И. во время экспедиции занимался вопросом пополнения братии рус. Пантелеимонова мон-ря.

Часть творческих и научных проектов И. остались нереализованными. Так, не удалось завершить и издать книгу-альбом «Русский Пантелеимонов монастырь на Св. Горе Афон» (совместную работу АН и Издательского отдела), «Месяцеслов» архиеп. Казанского и Свияжского Димитрия (Самбикина), труды митр. Московского Иннокентия, книгу о вкладе РПЦ в победу над фашизмом в Великой Отечественной войне, Деяния Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг.: 12 томов вышли уже после его смерти. Он возглавлял работу группы ученых-архивистов над многотомной серией под общим названием «История Русской Православной Церкви в документах архивов России (аннотированный справочник-указатель)». При жизни И. вышел из печати только 1-й т. этого ценнейшего для историка труда - «История Русской Православной Церкви в документах региональных архивов России» (1993; издание Новоспасского мон-ря, как и 2-й т. «История Русской Православной Церкви в док-тах федеральных архивов, архивов Москвы и С.-Петербурга», 1995).

Ок. 2 лет И. состоял в братстве Иосифова волоколамского в честь Успения Пресв. Богородицы ставропигиального мон-ря, занимался реставрационно-восстановительными и хозяйственными работами. 27 апр. 1991 г. в обители был открыт созданный И. научный центр «Музей Библии». Учредитель музея митр. Волоколамский Питирим назначил И. его директором. На базе мон-ря под рук. И. было основано Международное Волоколамское краеведческое об-во. С 1990 г. ежегодно в день памяти прп. Иосифа он проводил научно-богословские конференции, посвященные истории Церкви и рус. культуры.

В ночь на 1 апр. 1993 г. в настоятельском корпусе Волоколамского мон-ря на И. напали 2 уголовника и жестоко избили его. Решив, что И. потерял сознание, преступники вышли в соседнюю комнату, после чего И. выпрыгнул со 2-го этажа на бетонную отмостку. Тяжелая травма позвоночника, перелом ноги, бесчисленные раны на теле надолго приковали архимандрита к постели. Несмотря на полученные ранения и травмы, И. принимал активное участие в работе XI Международного съезда славистов в Братиславе в авг. 1993 г., где представлял вышедшие из печати тома Русской Библии и проект в целом. В 1993-1994 гг. провел неск. месяцев в Киккском монастыре на Кипре, а в дни праздников Рождества Христова и Богоявления совершил паломничество во Св. землю, молился на Голгофе и у Гроба Господня, побывал на горе Синай, в Екатерины великомученицы монастыре.

Выйдя на покой, И. был принят в число братии Новоспасского ставропигиального московского монастыря. Скоропостижно скончался от острого сердечного приступа в келье еп. Порфирия (Успенского), которого особо почитал. 14 июля 1994 г. состоялся чин погребения, отпевание в Преображенском соборе обители совершил наместник архим. Алексий (Фролов; ныне архиепископ Орехово-Зуевский). Во время отпевания в алтаре молился митр. Питирим, бывш. председатель Издательского отдела МП, под началом к-рого И. трудился много лет. Проститься с почившим к началу литургии в обитель прибыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, духовные чада почившего и представители научной общественности из мн. городов России. Могила И. напротив Преображенского собора мон-ря почитается верующими.

Награжден орденами св. Владимира 3-й степени и прп. Сергия Радонежского 2-й степени. В 1996 г. еп. (ныне архиеп.) Орехово-Зуевский Алексий (Фролов) передал архив И. в ОР РГБ. Впервые в новейшей истории в гос. архивохранилище был создан личный архивный фонд священнослужителя (862. Картоны 1-99).

Соч.: Свт. Иоанн, митр. Тобольский и всея Сибири // ЖМП. 1965. № 6. С. 73-77; Схиархим. Севастиан (Фомин) // Там же. 1966. № 6. С. 37-39; Св. мч. Трифон // Там же. С. 59-63; Равноап. вел. кнг. Российская Ольга // Там же. № 7. С. 56-66; Хранитель Церкви Русской: (Прп. Сергий Радонежский) // Там же. 1969. № 9. С. 76-79; Заступник и светильник Отечества: (В связи с 750-летием со дня рожд. св. блгв. вел. кн. Александра Невского) // Там же. 1970. № 9. С. 62-74; Свт. Софроний, еп. Иркутский, всея Сибири чудотворец // Там же. 1971. № 9. С. 69-78; Иеросхим. Амвросий (Гренков) // Там же. 1971. № 11. С. 61-67; Библиогафия трудов архим. Леонида (Кавелина) // БТ. 1972. Сб. 9. С. 226-240; Памяти Лаврского духовника: К годовщине со дня кончины схиархим. Серафима (Семеновых) // ЖМП. 1972. № 1. С. 24-27; Памяти еп. Виссариона Нечаева: (К 150-летию со дня рожд.) // Там же. № 2. С. 70-78; О Таинстве Евхаристии // Там же. № 3. С. 64-73 (псевд.: А. Вольгин); Из Жития свт. Григория Паламы // Там же. № 10. С. 65-66; Схиархим. Паисий Величковский: (К 250-летию со дня рождения. 1722-1972) // Там же. 1972. № 12. С. 62-64; Митр. Макарий (Булгаков) и акад. Е. Е. Голубинский: (Из истории рус. церк.-ист. науки) // Там же. 1973. № 6. С. 66-78; В похвалу прп. Сергию Радонежскому, всея России чудотворцу // БТ. 1973. Сб. 11. С. 210-215; Афон и Русская Церковь: Исслед. // ЖМП. 1974. № 3. С. 2-25; № 4. С. 5-15; № 5. С. 8-12; № 6. С. 12-28; На пути к диалогу с Древними Вост. Церквами // ЖМП. 1975. № 2. С. 18-20; Пасхальные дни в Русском Пантелеимоновом мон-ре на Афоне // Там же. № 8. С. 20-27; В Афонском Пантелеимоновом подворье в с. Лукино под Москвой // Там же. № 10. С. 23-24; Афон и Русская Церковь: Библиография // БТ. 1976. Сб. 15. С. 185-256; Св. блж. Николай Псковский // ЖМП. 1976. № 1. С. 70-71; Свт. Иоанн, митр. Тобольский и всея Сибири, чудотворец // Там же. 1976. С. 57-58; Прп. Ферапонт Белозерский, Можайский: К 550-летию со дня рожд. // Там же. № 6. С. 77-79; Митр. Киевский Петр, свт. Московский. Житие и поучение игуменом, попом и диаконом // Там же. № 12. С. 61-65; Прп. Савва Звенигородский: К 570-летию со дня преставления // Там же. 1977. № 1. С. 73-75; Св. блж. Василий, Московский чудотворец // Там же. № 8. С. 75-78; Свт. Димитрий, митр. Ростовский // Там же. № 9. С. 68-74; Св. блгв. Даниил, вел. кн. Московский // Там же. № 10. С. 71-74; Прп. Александр Свирский // Там же. 1978. № 8. С. 73-77; К 600-летию освобождения Руси от монголо-татарского ига // Там же. 1980. С. 77-78; О творческом пути свящ. Павла Флоренского // Там же. 1982. № 4. С. 65-76; То же // Флоренский: Pro et contra. М., 2001. С. 504-520; Троице-Сергиева Лавра: Кн.-альбом. М., 1985; Памяти еп. Порфирия (К. А. Успенского), 1804-1885 // БТ. 1985. Сб. 26. С. 315-325; Подворье Московских митрополитов в Черкизове // Архитектура и строительство Москвы. 1988. № 6. С. 12-14; Иосифо-Волоколамский мон-рь: Буклет. [М.], 1989; Троице-Сергиева лавра и взаимодействие культур // БТ. 1989. Сб. 29. С. 207-214; Рус. старчество и Оптина пустынь // 1000-летие Крещения Руси: Междунар. церк.-науч. конф. «Богословие и духовность». Москва, 11-18 мая 1987 г. М., 1989. С. 212-219; То же // ВРЗЕПЭ. 1988. № 116. С. 168-172; Историография церк. краеведения // II Всесоюз. конф. по ист. краеведению: Тез. докл. Пенза, 1989; [О судьбе Рус. Пантелеимонова мон-ря] // Наше наследие. 1989. № 1(7); 1000-летие рус. книжности // Прометей: Ист.-библиогр. альм. М., 1990. Т. 16; Русская патристика: (Постановка вопроса) // Общественное сознание, книжность, лит-ра периода феодализма. Новосиб., 1990. С. 183-189; Печальник земли Русской: К 600-летию преставления прп. Сергия, игум. Радонежского, всея России чудотворца. М., 1992; Школа схиархим. Паисия Величковского // Книга в России. СПб., 1993. С. 85-87; Школа прп. старца схиархим. Паисия Величковского и издательская деятельность Введенской Оптиной пуст. // Оптина пуст.: Мон-рь и рус. культура: Мат-лы Междунар. симпозиума в г. Бергамо (Италия), 19-23 апр. 1990 г. М., 1993. Вып. 1. С. 93-99; К. И. Невоструев и его исследования // Мстиславово Евангелие XII в.: Исследования. М., 1997. С. 650-669; Блаженны чистые сердцем: [Сб. ст.]. М., 2008.
Лит.: Никон, иером. Памяти пастыря: [Вечная память] // МЦВ. 1994. № 4; Шмидт С. О. Памяти архим. Иннокентия (Просвирнина) // Отеч. арх. 1994. № 6. С. 117-120; он же. Памяти архим. Иннокентия (Просвирнина) // Он же. Памятники письменности в культуре познания истории России. М., 2008. Т. 1. Кн. 2. С. 772-778; Сергий (Данков), иером. Архим. Иннокентий (Просвирнин) // ЖМП. 1995. № 5. С. 58-60; Турилов А. А. Архим. Иннокентий (Просвирнин, 1940-1994) // АЕ за 1994 г. М., 1996. С. 372-373; Архим. Иннокентий (Просвирнин) в воспоминаниях духовных детей и учеников / Сост.: Л. В. Бурмистрова. Серг. П., 1998; Памяти архим. Иннокентия: К 5-й годовщине со дня кончины. М., 1999; О. Иннокентий (Просвирнин, 1940-1994) / Сост.: Л. В. Бурмистрова. М., 2004; Ревнитель православного просвещения: Обзор архива архим. Иннокентия / Сост.: О. В. Курочкина. М., 2005; Алексий (Фролов), архиеп. «Все для Бога»: [Архим. Иннокентий - краевед и археограф] // Новая книга России. 2006. № 1. С. 39-41; Курочкина О. В. Воин Христов: Последний год жизни архим. Иннокентия (Просвирнина) // Новая книга России. 2007. № 10. С. 42-47; она же. Архим. Иннокентий (Просвирнин): Пед. и издат. деятельность по док-там личного архива // Отеч. арх. 2009. № 4. С. 21-28; Православная культура России в трудах архим. Иннокентия (Просвирнина): Сб. Новосиб., 2008. С. 96-99; Соломина О. Л. Музей Библии в Иосифо-Волоколамском мон-ре и его директор // Прп. Иосиф Волоцкий и его обитель. [М.], 2008. С. 370-379.
Ключевые слова:
Археографы российские Архимандриты Русской Православной Церкви Историки Русской Православной Церкви Иннокентий (Просвирнин Анатолий Иванович; 1940 - 1994), архимандрит, историк, археограф
См.также:
КАЛАЧОВ (1819-1885), правовед, историк, археограф
ААРОН (Казанский Александр; 1818? -1890), архим., регент в ТСЛ
АВВАКУМ (Честной Дмитрий Семенович; 1801-1866), архим., синолог
АВГУСТИН (Никитин Дмитрий Евгеньевич; род. в 1946), архим., доц. СПбДА
АВГУСТИН (Пятницкий; 1884 - 1918), архим., последний настоятель Оранской муж. пуст. Владимирской иконы Пресв. Богородицы Нижегородской епархии
АВЕРКИЙ (Котомкин Андрей Данилович; 1847 - 1918), архим., подвижник благочестия Марийской епархии
АВРААМИЙ (Флоринский; ок. 1720 – 1797), архим., проповедник
АВРААМИЙ (Часовников Василий Сасильевич; 1864-1918), архим., миссионер, редактор "Китайского благовестника"